Рубрики

postheadericon Инновационные педагогические технологии

 

 

Для результативного обучения детей в начальной школе в своей педагогической деятельности использую технологию  командного коученгового подхода. Коучинговый подход это методы и приёмы раскрытия потенциала обучающихся, которые  позволяют максимально эффективно управлять процессами развития младших школьников. Методология коучинга в процессе обучения – это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но и еще реализация функции стимулирования интереса к обучению, движения к осознанности, развития сильных сторон, раскрытия потенциала человека, что позволяет сделать процесс преподавания более интересным и эффективным.

Данная технология имеет место и в учебной и во внеурочной деятельности. Инструментами коученгового подхода являются индивидуальный, групповой и командный форматы. В результате работы в данной технологии развиваются доверительные отношения между обучающимися, раскрывается творческая, ресурсная и целостная личность каждого ребёнка. Я как  учитель имею возможность раскрыть потенциал, стимулировать самостоятельные открытия, считать каждого обучающегося ответственным и надёжным.

Логика организации обсуждения в процессе «мозгового штурма» позволяет мне использовать многие инструменты коученговой технологии: «Модель Т» Майлза Дауни, метод Уолта Диснея,6 шляп мышления Эдварда де Боно, метод точечного голосования, 3 корзины, 3 смелых шага, Мировое кафе.

Опыт работы командных сессий эффективно применяется при организации индивидуальных и групповых занятий, классных часов, внеурочной деятельности, в проектной деятельности, при организации долгосрочных домашних заданий, при работе с родителями.

Подробнее можно познакомиться здесь: Коученговая технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная технология «НооГен» направлена на многостороннее интеллектуальное развитие детей, формирование фундамента их дальнейшей учебы и жизни.

Впервые подробное описание технологии сделано в книге «Возможные миры, или создание практики творческого мышления». Эта книга в 1993 году вошла в число победителей конкурса учебных пособий, который проводился Международным фондом «Культурная инициатива» в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России».

Исходный элемент образовательной технологии – коллективное построение возможных миров и возможных научных теорий. Работа с такими «возможными мирами» происходит в форме решения «ноогеновских задач» – специальных заданий, которые формулируются так, чтобы вступать в противоречие с привычным образом мыслей, как детей, так и взрослых участников. Задача, как правило, звучит так, что решить ее, на первый взгляд, совершенно невозможно. Другое непременное требование к ноогеновской задаче – ее принципиальная новизна. Никто не знает, как она должна решаться (включая авторов), решение появляется в живом общении в процессе живого мышления. Предметом ноогеновских задач могут быть пространство, время, физика, история, язык, отношения между людьми, сами дети и взрослые.

Построение возможного мира – базовый процесс интенсивной школы, в который включаются все участники. В результате появляются разные решения одной задачи, каждая группа строит по одному, а в некоторых случаях и по несколько решений.

В решении задачи есть два основных этапа – интенсивная коммуникация в малых группах, где выдвигаются различные гипотезы и обсуждаются варианты решений, и представление результатов работы каждой группы на общем заседании. В ходе решения задачи координатор группы старается провести проблематизацию привычных представлений участников и «вытолкнуть» их в необходимость самостоятельного мышления.

Другие значимые элементы образовательной технологии «НооГен» – психологические тренинги, студии, «лабиринт». Включение в эти формы позволяет детям осваивать способы и техники понимания своих психологических особенностей, преодолевать собственные ограничения, включаться в новые виды творческой деятельности.

В каждой интенсивной Школе развития обязательно реализуется несколько общешкольных проектов, которые не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. В зависимости от программы Школы развития такими проектами становятся:
— изготовление и запуск огромных летающих объектов – шаров, дирижаблей, летающих тарелок;
— театральные постановки (ставились «Обыкновенное чудо», «Jesus Christ», «Метаморфозы любви», «Алиса в стране чудес» и др.);
— экспедиции (геологические, биологические, археологические) по уникальным местам в районе проведения интенсивной школы при поддержке ведущих университетов.

В интенсивных Школах развития всегда есть самые широкие возможности и простор для небольших, индивидуальных, творческих проектов. Это издательские проекты – выпуск газет, альманахов и сборников произведений участников Школы развития. Изобретение механизмов и агрегатов, создание необычных костюмов, зонтиков, шляп и много еще чего.

Несмотря на высокую интенсивность и интеллектуальную насыщенность  в Школах развития всегда хватает времени на спортивные игры, музыкальные и литературные вечера, конкурсы, концерты и многое другое.

Примеры НООгеновских задач, применение которых возможно в начальной школе.

1. У дракона З головы: одна знает, что значит хотеть и хочет или не хочет, другая знает, что значит мочь, и может или не может, а третья знает, что значит долженствовать и должна или не должна. Как дракону научиться летать для того, чтобы выжить?

2. Придумать мир, в котором предметы нечетко отличаются друг от друга. Описать, как в этом мире, можно совершить какое-нибудь действие.

З. Определить и доказать, я управляю временем или время управляет мной.

4. Придумать мир, в котором все вывернуто наизнанку.

5. Построить мир плоских существ, живущих на плоскости (не имеющих толщины)

6. Построить мир, где все живое.

7. Построить мир чудес.

8. Придумать теорию решения математических задач и проверить ее на практике.

9. Придумать теорию истории и написать историю некогда великого и гордого народа.

10. Построить теорию спортивных игр и предсказать их дальнейшее развитие.

11. Придумать принципиально новый вид искусства и создать соответствующее произведение искусства.

12. Построить мир, где нет чисел.

13. Написать сказку и построить аналитическую теорию сказок.

14. Построить мир, в котором нет отверстий.

15. Построить мир, в котором слово есть дело.

16. Построить геометрию без точек.

17. Построить школу, в котором не учатся, а разучиваются.

18. Построить математику чувств.

19. Построить арифметику, в которой не возможно сделать ошибку.

20. Придумать мир, в котором все лгут, но при этом прекрасно понимают друг друга.

21. Придумать мир, в котором, то, что сказано, то и происходит.

22. Придумать шутку, которая бы рассмешила инопланетянина.

23. Инопланетяне прислали Землянам сообщение о том, что они готовы мгновенно забирать с земли мусор для своих Нужд, а взамен давать любую полезную вещь, которую Землянин захочет. Понять ситуацию и принять решение, отдавать или не отдавать мусор.

24. Построить мир, в котором почва находится в непрерывном движении. Описать пути приспособления человека к такому миру.

25. Построить мир, в котором буквально выполняется правило — «то, что дальше положишь, то ближе возьмешь».

26. Построить карту учебных предметов.

27. Придумать мир, в котором природа является частью человека.

28. Придумать устойчивый мир, в котором движение возможно только на восток и вверх.

29. Представьте себя жителями солнечной системы, которые редко бывают на Земле.

Технология продуктивного чтения

 

Технология образовательного события — это одна из технологий открытого образования.

Сущность образовательного события заключается в том, что  организуются  специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, — но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем)  ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов: 

  • Поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!
  • Каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.
  • Конкурсный режим (он обязателен) предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций ребенка, родителя, педагога…)
  • Группы участников – смешанные (разные классы, разные возрасты), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.
  • По всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение, и с  завершением события  оно не только не заканчивается, а продолжается — рефлексией, организацией общения участников, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы.

По Б.Д. Эльконину, событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.

Что является мерилом «событийности»? 

  • Важно: если это действительно образовательное событие, то формально оно закончилось, а в голове остается очень долго.
  • Важно: если из ста человек хотя бы тридцать получили какие-то смыслы («разрывы идентичности»), то это «мероприятие» можно назвать образовательным событием.
  • Важно: нельзя повторить событие (если какое-то событие было как событие – его повторить нельзя), но можно повторить переживание».

    Что такое нелинейная модель школьного расписания?

    Нелинейная модель школьного расписания в общеобразовательном учреждении является способом изменения условий образовательного процесса, через изменение школьного расписания, с целью «обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться — постоянно расширяя границы своих возможностей». В рамках это модели построения образовательного процесса решаются следующие задачи:

    Во-первых, отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса.С возникновением классно-урочной системы возникло противоречие между тем, как воспринимает мир ребенок, и делением учебного процесса на отдельные предметы и уроки. Это порождает проблемы с мотивацией, снижение познавательного интереса, неготовность применять разрозненные предметные знания и умения в жизни. Узкие рамки предмета препятствуют работе над развитием универсальных умений. Стремление освободиться от жестких рамок, сделать образовательный процесс более полным и эффективным приводит к отказу от урока как основной единицы такого процесса. Наряду с уроком, который определяется, как одна из форм занятий возникают иные формы: проекты, внеаудиторные занятия, образовательные путешествия, творческие мастерские.

    Во-вторых, переход от учебно-предметного ЗУН-овского содержания образования, построенного на освоении основ научных знаний, к основанному на развитии универсальных умений, способов мировосприятия.

    Понятие универсальное умение соотнесено с проектом «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», и определено как умение, которое может быть применено ребенком в освоении нескольких образовательных областей или сфер деятельности.

    Предполагается, что условия для начала развития многих универсальных умений должны создаваться именно в младшей школе. Важным, является то, что речь идет не о формировании педагогом определенного набора умений у ребенка, а о создании (с помощью различного вида занятий) условий, способствующих накапливанию этих умений самим ребенком в опыте индивидуальной и коллективной деятельности.

    В-третьих, создание условия для получения ребенком опыта разнообразного выбора и возможности самоопределения по интересам.

    Этой задачи служат разнообразные формы занятий, и возможность каждого ребенка выбирать из предложенных мастерских, индивидуальных занятий. И в аудиторных, и внеаудиторных формах присутствует возможность выбора видов деятельности, способов, тем, материала, членов группы, и т. д. Как показала практика, апробация этой модели нелинейного расписания целесообразна в начальной школе, так как умению обучаться в данной образовательной среде (нелинейная модель школьного расписания) детей нужно научить. Они должны пройти процесс адаптации и «врастания» в новый механизм, а сделать это безболезненно можно именно в начальной школе.

    Виды деятельности и формы проведения занятий в данном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов». Ребёнок не сидит 6 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально.

    Ожидаемые результаты:

    • отход от традиционной формы урочного обучения;
    • плюрализм форм организации занятий;
    • реальная индивидуализация обучения;
    • отказ от домашних заданий, направленных на заучивание фактологического материала;
    • размыкание и расширение образовательного пространства учащегося и учителя;
    • размывание, а в перспективе и удаление границы между урочной и внеурочной деятельностью;
    • переход к оплате всех видов деятельности учителя.

    Показателями достижения результативности введения нелинейного расписания в образовательный процесс являются:

    • достижение планируемых результатов обучения соответствующих современным социальным требованиям всеми или большинством учащихся, качественная подготовка учащихся к обучению в основной школе;
    • применение образовательных технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
    • формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;
    • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

    Семинар «Образовательное событие«

 

Уже более 35 лет компания LEGO с группой своих методистов создаёт практико- ориентированные образовательные решения под руководством Презедента компании Эсбена С.Йоргенсена. Образовательные решения созданы для трёх образовательных уровней: дошкольного, начального и основного образования.Всё программное обеспечение и учебно методические материалы можно найти здесь-https://education.lego.com/ru-ru/?domainredir=legoeducation.ru