Рубрики

postheadericon Методический семинар

 

 

 

 

 

 

Разработка «Методический семинар»

 

Пережогина Ирина Георгиевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

 

Ведущая идея методического семинара Трансляция инновационного педагогического опыта (далее – ИПО) учителя по использованию на уроках математики образовательного решения (далее – ОР) компании Lego®Education «More To Math» («Увлекательная математика»), позволяющего эффективно решать мотивационные и содержательные проблемы математического образования, обозначенные в Концепции развития математического образования в Российской Федерации: формировать положительную мотивацию у обучающихся начальных классов к изучению математики за счет использования новых элементов и содержания уроков, формировать у всех участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей»; обеспечить применение современных образовательных технологий в обучении математике.
Тема методического семинара Формирование на уроках математики в 1-2 классах материальной и информационной среды, способствующей развитию математических способностей каждого ребенка
Актуальность ИПО учителя В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем школьной педагогики. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из трудных учебных предметов. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей в начальной школе, не причиняя вреда здоровью? Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления школьников в наибольшей мере способствует развитие математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим в математическом образовании обучающихся начальной школы можно эффективно использовать ОР компании Lego®Education «More To Math» («Увлекательная математика») и такую форму работы, как конструирование. Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе образовательной деятельности с использованием ОР компании Lego®Education «More To Math» («Увлекательная математика») можно показать, что математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа. Таким образом, применение на уроке ОР компании Lego®Education «More To Math» («Увлекательная математика») может позволить учителю эффективно формировать группы планируемых результатов освоения предметной области «Математика и информатика» в соответствии с требованиями ФГОС НОО (п.п.10,11,12.4).
Нормативно-правовые основания и ведущие педагогические концепции ИПО Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р);  ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями); Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544-н с изменениями).

Системно-деятельностный подход (Асмолов А.Г., Петерсон Л.Г., Сухов В.П. и др.): в части учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечения разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности.

Цель и задачи работы с обучающимися с использованием ОР «Увлекательная математика» Соотносятся с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, ФГОС НОО, Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель):

Цель: формирование и поддержка высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им для этого широкого спектра математической активности и новых образовательных решений.

Задачи: 1. Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности.

2. Формирование способности к изучению основ математических моделей, готовности к применению моделирования.

3. Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики.

4. Формирование на уроках математики материальной и информационной среды, способствующей развитию математических способностей каждого ребенка и обеспечивающих реализацию принципов системно-деятельностного подхода в обучении.

5. Формирование у обучающихся умения применять средства ИКТ-технологий в решении задачи там, где это эффективно.

6. Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам; 7. Развитие инициативы обучающихся по использованию математики.

Возможность реализации трудовых функций учителя в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» Общепедагогическая функция. Обучение. Формирование УУД. Формирование мотивации к обучению. Владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий. Применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Воспитательная деятельность. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой и т.д.). Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей. Развивающая деятельность. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей. Формирование и реализация программ развития УУД.
Технология реализации (методология) ИПО В силу своей универсальности ОР компании Lego®Education «More To Math» («Увлекательная математика») является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения математики в 1-2 классах. Основой образовательной деятельности с использованием ОР является игра – ведущий вид детской деятельности. ОР позволяет учиться играя и обучаться в игре. С использованием ОР  «More To Math» («Увлекательная математика») можно провести всего 48 уроков: по 24 урока в 1 и 2 классах соответственно. Базовый набор «More To Math» («Увлекательная математика») предназначен для использования двумя учениками. Каждый набор содержит 520 кубиков Lego, в том числе четыре пластины 8×8, две мини-фигурки (Маша и Миша) и два разделителя кубиков Lego, а также лист с этикетками для маркировки отделений в сортировочном лотке. Все инструкции по сборке исключительно одношаговые и приведены в каждой рабочей тетради. В каждой теме учителем проводятся по 3 урока с использованием ОР, на которых формируются различные математические компетенции путем выполнения обучающимися индивидуальных и групповых основных и вспомогательных заданий по темам, например, «Змейка», «Цветы», «Бег» и др. 4 темы составляют образовательный модуль, которых в курсе может быть 4-е: «Животные и насекомые», «На улице», «Спорт», «Еда». Работа с ОР включает следующие этапы: словесный обзор заданий, визуальный обзор заданий, выдвижение идей для обсуждения, выполнение заданий, оценка и самооценка результатов с использованием листов идей для обсуждения, листа наблюдения и листа для записи отдельных случаев. Каждый урок разработан для стандартного 40 (45)-минутного урока в классе с учетом различий уровня и проведения оценки.

Проводя последовательно 48 уроков с использованием ОР можно эффективно формировать математические компетенции в следующих разделах рабочей программы учебного предмета «Математика» в 1-2 классах: арифметические действия, числа, счетная последовательность, величины, работа с данными, геометрия. ОР можно эффективно использовать и во внеурочной деятельности обучающихся в качестве самостоятельного курса «Увлекательная математика».

Ресурсное обеспечение ИПО Комплект учебных материалов для 1-2 классов «More To Math» («Увлекательная математика»), конструкторы компании Lego®Education «More To Math» («Увлекательная математика»), ПО компании Lego®Education «More To Math» («Увлекательная математика»), нетбуки, интерактивная доска, обучающие настольно-печатные игры по математике, геометрические мозаики и головоломки, занимательные книги по математике.
Результативность и практическая значимость ИПО Эффективность ИПО подтверждается результатами независимой оценки качества образования обучающихся по математике:

1. Апрель 2015 года — Национальное исследование качества начального образования (НИКО):

Отметка НИКО «2» «3» «4» «5»
Диапазон баллов НИКО 0-5 6-12 13-18 19-22
% обучающихся класса 0 39,77 51,06 9,17

Распределение результатов НИКО показывает наличие значительной доли хорошо подготовленных четвероклассников. Подавляющее большинство участников исследования успешно справились с работами по математике.

2. Май 2016 года – Всероссийские проверочные работы (ВПР):

Распределение результатов ВПР по математике показывает, что уровень подготовки 4-классников полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Результаты ВПР свидетельствуют о возможности 4-классников успешно продолжить обучениена уровне основного общего образования.

Эффективность и практическая значимость ИПО подтверждаются также высокими результатами ВПР в части сформированности у обучающихся таких математических навыков, как: 1. Понимание задания и работа с ним;  2. Рассуждение с использованием абстрактных и количественных понятий; 3. Выдвижение веских аргументов и критика аргументации других обучающихся; 4. Моделирование с помощью математики; 5. Правильный выбор и стратегическое использование инструментов; 6. Развитие точности и аккуратности; 7. Выбор и применение математических структур; 8. Поиск и выражение закономерности в повторяющейся аргументации.